Исповедь очевидца - выпала удача поехать в санаторий
Исповедь очевидца
или почему предпочитают лечиться и отдыхать в Германии, Болгарии…?
Появилась возможность поехать отдохнуть и поправить здоровье в санатории на берегу Черного моря города Анапы. Сменить осеннюю серую погоду, которая установилась в центральной полосе глубокой осенью, на морской ветерок показалось очень заманчивым.
Пока собирала необходимые документы для поездки, черпала из интернета информацию об этом оздоровительном учреждении. В первую очередь об услугах и условиях. Все, о чем только можно мечтать, там имеется. Меня интересовал интернет, так и он есть. Написала в турфирму, которая на своем сайте только и ждет вопросы, ответ был вполне удовлетворительным: в вестибюле санатория WI-FI. Все складывалось отлично. Заезд с 8.00 до 20.00 ежедневно.
Не забыла посмотреть и отзывы бывших отдыхающих. К сожалению, ничего хорошего я там не нашла, но дата последнего была двухлетней давности, поэтому меня они не испугали и не остановили. Все меняется, решила я. Наверное, стало лучше. Когда хорошо, то и жаловаться не на что, а о благодарности мы частенько забываем. Вот с таким настроением я отправилась на отдых. Приобретая билеты на поезд, просила только нижнюю полку, мою просьбу удовлетворили. Какие же претензии? Все, как по маслу.
Наступила дата отъезда. Волнения и подготовка позади, вот уже сижу в купе. Ехать больше суток, поэтому позаботилась о том, чтобы в дороге не было скучно: взяла книгу, вязание. Вагон выглядел несколько удручающим (это уж я потом узнала, что есть Премиум с такой же ценой). Как и в старые добрые времена, туалет открыли после санитарной зоны, значит, не био. Оказалось, что более «нового поколения»: совсем без воды. В кране руки помыть что-то появлялось, но для более серьезных дел, как ни старайся, педалька ничего не выдавливала. И это только что сформировали состав! Так мы и ехали.
Не буду подробно останавливаться на том, как прошло время в поезде. Проводницу видела за это время три раза: при посадке, единожды прошла с пылесосом (в купе лежат дорожки с советских времен, ровесники вагона) и при выходе. Повезло, что была горячая вода, а у меня был с собой маленький термос. Самообслуживание.
Приехали на станцию Тоннельная в 5 утра. Водители начали из вагонов всех расхватывать по машинам. Прежде чем попасть к вокзалу, пришлось преодолеть огромный железнодорожный мост. Как потом выяснилось, все пассажирские поезда приходят так, что мост этот никому не избежать. Здесь постоянный заработок местным активным мужчинам, которые помогают за небольшое вознаграждение перенести багаж на другую сторону. Но в эти ранние утренние часы таковых не оказалось. Уже там я поняла, что надо было заполнять чемодан минимально.
Люди, которые тянули приехавших в машины, не отпускают, мы их деньги. Кто-то из пассажиров сказал, что должен быть санаторный автобус. Пока ни из санатория, ни рейсового не было, а на улице темно и ветер. Поняла, что надо прыгать в машину, пока не осталась одна в незнакомом месте на ветру, с непонятными правилами.
Водитель усадил плотно четверых пассажиров, набил багажник чемоданами, и поехали. Расстояние примерно 40 км, с каждого по 300 рублей. Вот так не ленивые там зарабатывают. Главное, для них созданы такие условия, а нам не оставляют выбора. Вот и скажешь водителям «спасибо». Не каждый же день мы по санаториям разъезжаем, а один раз можно и заплатить за удобство, которое не создает то учреждение, в обязанности которого это входит, то есть санаторий (причем, за каждого отдыхающего эта услуга им оплачена заранее).
Подъехали. Здание на вид шикарное, огромное, море видно от входа. Мечта. Столпились все перед входом. Никого не впускают. Я вспомнила, что заезд здесь не круглосуточно, надо ждать до восьми утра. Решительные стали стучать в дверь. Недовольный охранник открыл и впустил все-таки в вестибюль. Приехавших этим ранним поездом оказалось достаточно много, но почему-то, как потом выяснилось, только с одного поезда они встречают и провожают на автобусе, и только его считают массовым. Этот под массовость не подошел.
Заветное окошко администратора, который должен оформить и расселить отдыхающих, открылось. До сих пор в ушах звенит ее голос. Она только кричала и я убеждена, что другого способа общения она просто не практикует. Какие подавать в окошко документы, что предварительно заполнить, об этом можно вывесить постоянный информационный лист, чтобы исключить лишнее непонимание, раздражение и крики. В основном люди грамотные, по крайней мере, читать умеют все.
Наконец, заветный ключ от комнаты в руках. Шагаем в лифт. Там очередная угадайка: кнопки имеют одну нумерацию, а справа приклеена другая. Проверяем, у нас 3-ий этаж, нажимаем кнопку с цифрой 3. Не доехали, значит, третий – это кнопка 4. Открываем заветную дверь. Первое чувство, которое испытали – отвращение. На стенах грязные обои, мебель, если так можно назвать, омерзительная по виду, как с помойки. Стоит огромное кресло между кроватями, лоснящееся от грязи, холодильник первых лет советской власти, окно замуровано и не открывается, а балконная дверь со сломанными ручками и наоборот не закрывается. Розетки практически болтаются, выключатель в санузле и коридоре работает кое-как, всегда с опасением им пользовались. Дверь в санузле изнутри снизу, то ли разбита, то ли от сырости выщерблена. Туалетной бумаги нет, примитивных хотя бы туалетных принадлежностей нет. Надо все выпрашивать. Номер не убран, мусор от предыдущих постояльцев не вынесен. Когда выдавали ключ, то эту деталь даже не считают важной, чтобы извиниться за причиненные неудобства. Как потом мы поняли, что всему этому мы должны были радоваться, так как следующим не всем хватило номеров, а некоторым с удобствами в коридоре, оказывается, есть и такие.
Над одной кроватью висит бра с двумя рожками, место для него выбрано так, чтобы достать до розетки, но вовсе не для нужд отдыхающих, и с одной лампочкой. Электрик сказал, что надо экономить, вторую не положено вкручивать.
Наш заезд успевал позавтракать. Определили нам вторую смену и номер стола. Пришли в столовую. На первый взгляд красиво. Сели, заварили чай. У каждого вокруг чашек образовались мокрые круги. Чашки все выщербленные по краям и лопнувшие так, что вытекает вода, столовые приборы липкие. Придется привыкать, если уж приехали.
До получения курортной книжки и посещения врача есть время для ознакомления с порядками и ближайшими окрестностями. В вестибюле нет интернета, как ответили мне в турфирме и информируют на сайте санатория. Предложили с другой стороны здания интернет-кафе. Но там только дети играют в игры и цены не маленькие. Остаются два варианта, один из которых уличный. В интернете дан обширный список мест на улице, где есть WI-FI в свободном доступе. Не верьте, проверено. Только два места, где можно поймать на улице: возле здания администрации и ресторан на Театральной площади. Все остальные перечисленные места в интернете у местной молодежи вызывали только улыбку относительно нашей наивности. В некоторых продвинутых кафе есть. Кстати, там есть одно с необычайно вкусным кофе. Или же карточку для телефона приобрести.
Вот на руках курортная книжка, можно идти к доктору, который назначит процедуры. После обеда прямиком на прием. Огромная очередь. До окончания рабочего дня еле успела. Какие-то назначения получены, теперь надо записываться в каждом кабинете. Но поздно, все закрыто, пятница. Теперь только до вторника, попал еще праздничный день 4 ноября.
Но повезло с погодой. 20 градусов, солнце, ветра нет. Природа подарила такой роскошный ноябрь. Гуляли и наслаждались. Ходить вдоль моря и дышать полной грудью одно удовольствие. Чайки, синева морских далей. Смельчаки даже купались.
Но будни санатория напоминают, что надо процедурами тоже укрепить свое здоровье. У меня их было не так много и незатейливые, но наступил рабочий день и необходимо записаться. Это тоже не так просто. Опять же с нумерацией кабинетов. Кто ее и зачем так определил, что закономерного порядка совершенно не просматривается. Только привыкнуть и запомнить со временем. И ни в одном кабинете нет свободных мест для записи. Все по сокращенному времени и все равно с трудом втискивают, делают якобы одолжение. Оказывается, заехало отдыхающих, намного больше, чем рассчитан принять санаторий и очень многих даже расселили по гостиницам и частным секторам. Медицинская база на примитивном уровне и даже на 500 человек не рассчитана, а здесь гораздо больше.
Я перед отъездом была так рада, когда прочла, что имеется два бассейна, из которых один с морской водой. Имеются, но один размером пять метров на десять и для группы в 12 человек с одним душем и без раздевалок, неприятно пахнущий потом и хлоркой вместе. Второй с морской водой, но он находится на территории другого санатория и талончики туда надо выпрашивать, а совсем не факт, что дадут. Можно туда пойти и просто за деньги. Кстати, есть и открытый бассейн с морской водой, но тоже достаточно далеко и как-то казалось, что не по сезону.
Лечебные ванны. Звучит. А на деле четыре ванны за клеенчатой шторкой, где и раздеваешься. В окна дует, а в воду медсестра бросает соль с прописанными доктором добавками, и лежишь 10 минут.
Галотерапия с психотерапией. Впечатляет? Это вообще-то искусственно созданные соляные пещеры. Вещь очень хорошая, если грамотно устроена. Но мне показалось это тоже неправильным, примитивным и с жуткой антисанитарией. Перед входом в эту комнату, в целях гигиены, обязаны всем дать специальную одноразовую одежду, чтобы не оказаться с головы до ног в соли. Но одежды не хватало, приходилось искать подручные средства типа большой простыни. В комнате пляжные топчаны с подстилками-матрасами далеко не первой свежести. Медсестра засыпает стакан соли в трубу, стоящую посередине комнаты, выходит, включает вентилятор, из трубы ветром соль выбивает, обсыпало всех и лежим, слушаем тихую музыку, будучи уверенные, что дышим солями пещеры. А на самом деле запах пота и неудобства. Мне есть с чем сравнить, так как я раньше в другом месте такую процедуру получала.
Дыхательная гимнастика. Записались. Первое же посещение удивило. В ускоренном темпе толпа делает гимнастику, лежа на ковриках. Дышать еле успевает, а какие правила дыхания, так за 10 минут не успеешь вообще понять. И только к концу пребывания выяснилось. Ввиду бесполезности этой процедуры и благодаря хорошей погоде заменили ее сами прогулками возле моря. Спасибо, что природа выручала.
В последнюю неделю назначила доктор лазер. Медсестра кричала, что ни она, ни приборы не «железные», чтобы выдержать столько народа. Все-таки начали ходить и благополучно попадали на лечение. Действительно, только один прибор был стационарный, а остальные три портативные и уже не со всеми функциями, не раз ремонтированные. Четыре кабинки на такое количество народа!
В бювет за минеральной водой ходили с удовольствием и регулярно, совмещая опять же с прогулкой по набережной. Да еще ингаляции пошли на пользу. Две вещи, к которым нет претензий.
Трудно представить, что было бы, если бы погода не смилостивилась. Обычно ноябрь холодный и ветреный, море штормит. Местные жители тоже удивлялись продлившемуся лету.
Через неделю после заезда надо было беспокоиться об отъезде, так как централизованно санаторий доставляет только к одному поезду.
Кстати в процессе пребывания нашлись люди, которые не смогли смириться с вопиющей антисанитарией, тараканами в номерах, а некоторых даже клопы кусали. Составили жалобу и добились комиссии. После нее чашки худые поменяли, но мыть лучше не стали. Да салаты стали дозировать каждому на столе, уже всем доставались, и не надо было успевать к пародии на шведский стол. Салфетки тряпочные, которыми на столах накрывают хлеб, вряд ли вообще стирают. За всю смену служила одна, а, может, и раньше. Цвет был давно неопределенный.
Какой же сделать вывод?
Теперь я понимаю людей, которые не жалеют денег и едут на лечение и отдых в Германии и Болгарии. Мне удалось познакомиться с такими людьми. Они могут сравнивать, и сравнение оказывается далеко не в пользу наших курортов.
Я и раньше была знакома с теми, которые обращались по контактам этого сайта. Здесь работают ответственные люди, все было исполнено в лучшем виде, люди очень довольны. Покупают апартаменты в Болгарии или Германии и живут там, сколько душе угодно. Воздух, море, бассейны. Я уже планирую этим заняться. Звонила, интересовалась, ближе к лету поеду и посмотрю своими глазами.